Закон о местном самоуправлении, принятый в 2003 году, предполагал улучшение механизмов управления муниципалитетами на территории России, однако, как показывает практика, он не только не справляется с этой задачей, но и наносит вред гражданскому обществу и правам граждан. ФЗ 131 стал причиной того, что муниципальные выборы перестали быть демократическими, финансовая независимость местных органов управления была подорвана и общественным организациям стало гораздо сложнее работать на благо населения.
Согласно ФЗ 131, муниципалитеты не могут формировать свои бюджеты в полном объеме и зависят от федерального правительства, что делает их уязвимыми для политического влияния. Кроме того, закон не предусматривает механизмов социального контроля со стороны населения, что перерастает в коррупционные схемы и неэффективное управление.
Большой вред ФЗ 131 наносит гражданским организациям на местном уровне. Регламентация процедур перехода на закрытый бюджет, монополизация контролирующих органов и дополнительные требования к общественным инициативам делают их деятельность крайне затруднительной. Вместе с тем общественные организации играют ключевую роль в демократическом развитии общества, что делает этот аспект закона не только негативным, но и опасным.
В целом ФЗ 131 о местном самоуправлении не может быть назван действительно эффективным и гражданскому обществу благотворным законодательным актом. Политические амбиции чиновников и ограниченный доступ населения к принятию решений создают условия для авторитарного управления на местном уровне. Реформа местного самоуправления станет возможной только в том случае, если закон будет пересмотрен с учётом принципов демократии и участия гражданского общества.